УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ

УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ
УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ.
Категория методики, характеризующая степень достигнутого учащимися успеха во владении изучаемым языком за отведенный для этого отрезок учебного времени. Показателем У. в. я. является коммуникативная компетенция учащегося, свидетельствующая о его умении и способности пользоваться языком как средством общения. Проблема У. в. я. получила интенсивное развитие после публикации Советом Европы книги «Современные языки: изучение, преподавание, оценка (Страсбург, 1976). Эта работа содержала описание коммуникативной компетенции и входящих в ее состав компетенций лингвистической, социокультурной, дискурсивной, социальной, стратегической, а также шкалу уровней владения языком, которая проходила апробацию в европейских странах. Шкала включала три уровня владения языком: уровень А – элементарное владение языком, уровень Б – свободное владение языком, уровень В – совершенное владение языком, а также ряд подуровней. Российские методисты включились в европейскую систему определения уровней владения языком с середины 90-х гг. В 1996 г. под эгидой Совета Европы в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина было подготовлено и опубликовано описание порогового уровня владения русским языком как иностранным (Пороговый уровень. Русский язык. Т. 1. Повседневное общение. Т. 2. Профессиональное общение. Совет Европы Пресс, 1996). В 1999 г. в «Вестнике европейской ассоциации тестирования» впервые наряду с описанием разных уровней владения основными европейскими языками было представлено описание уровней владения русским языком как иностранным. Это описание уровней вошло в Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному (1999) и содержало методическую характеристику шести уровней владения языком: элементарного, базового, 1–4 сертификационных. Работа по описанию уровней была проведена сотрудниками МГУ, СПбГУ, РУДН и др. Работа в области исследования уровней владения РКИ велась в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, где было предложено описание У. в. я в области повседневного общения с выделением элементарного, предпорогового, порогового, постпорогового, профессионального уровней, а в МГЛУ была проведена работа по описанию уровней профессионального общения. Требования к уровням владения иностранными языками учащихся общеобразовательной средней школы были закреплены в «Учебных стандартах школ России» (1998) и конкретизированы в «Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования (иностранные языки)». Что касается требований к уровню владения иностранными языками выпускников высшей школы, то они отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «филология» (2000). Таким образом, на сегодняшний день существует несколько описаний уровней владения языком, предложенных Советом Европы и российскими методистами, которые, к сожалению, не отличаются единообразием ни в выделении количества таких уровней, ни толкованием их содержания. Применительно к владению русским языком как иностранным, достигаемым за период обучения в вузе, система уровней выглядит следующим образом.
1. Элементарный уровень (ЭУ). Достигается за время обучения на подготовительном факультете в рамках интенсивного вводного курса (1,5–2 месяцев занятий). 2. Базовый (допороговый) (БУ). Достигается к концу 1-го семестра обучения на подготовительном факультете. Для достижения этого уровня требуется 180–200 часов.
3. Пороговый уровень (ПУ) или 1-й сертификационный уровень (РКИ-1). Достигается за время обучения на подготовительном факультете во 2-м семестре. Для достижения уровня требуется 160–180 часов аудиторных занятий. Обеспечивается уровень владения языком, достаточный для обучения на основных факультетах с последующим изучением языка.
4. Пороговый продвинутый уровень (ППУ) или 2-й сертификационный уровень (РКИ-2). Достигается за время обучения в бакалавриате (4 года). Обеспечивается близкий к свободному У. в. я., для чего требуется около 720 часов аудиторных занятий.
5. Постпороговый уровень (ППУ) или 3-й сертификационный уровень (РКИ-3). Достигается студентами-филологами после 2-х лет обучения (выпускники магистратуры). Обеспечивается высокий уровень владения языком во всех сферах общения, в том числе его использование в профессиональной деятельности. Для достижения уровня требуется около 280 часов при условии владения русским языком на 2-м сертификационном уровне.
6. Совершенный (СУ) или 4-й сертификационный уровень (РКИ-4). Достигается в результате повышения квалификации, обучения в аспирантуре, стажировки в стране изучаемого языка. Обеспечивается возможность любого вида профессиональной деятельности высокого уровня, в том числе научно-исследовательской работы в области языков и культур.
7. Уровень носителя языка. Согласно Государственным стандартам школьного образования по иностранному языку (2004) элементарный уровень владения иностранным языком достигается во 2–4, базовый уровень – в 5–9, пороговый уровень – в 10–11 классах. При выделении У. в. я. используются следующие параметры:
1) коммуникативные задачи, которые учащиеся могут решить средствами изучаемого языка на каждом этапе обучения (functions);
2) сферы, темы, ситуации общения, в рамках которых перечисленные задачи могут быть решены (content);
3) степень лингвистической и экстралингвистической корректности при пользовании языком (accuracy). Переход от одного уровня владения языком к другому зависит от ряда условий:
1) способности учащегося к овладению языком (определяются по результатам тестирования);
2) времени, которое отводится на изучение языка;
3) условий обучения языку (наиболее благоприятные условия создаются при изучении языка в языковой среде под руководством преподавателя – носителя языка);
4) трудности языка для овладения им (Балыхина, 2006; Государственный образовательный стандарт..., 1999–2000; Журавлева и др., 2002; Клобукова, 2003; Новые государственные стандарты..., 2004; Общеевропейские компетенции..., 2003; Щукин, 2006; Common European Framework, 1997).

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ" в других словарях:

  • ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ — ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ. Уровень владения иностранным языком, обеспечивающий способность учащихся к владению языком в различных ситуациях повседневного и профессионального общения. Шкала уровней владения языком впервые была… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ — УРОВЕНЬ ОБУЧЕННОСТИ. Уровень владения информацией в рамках учебной программы. Различают несколько У. о.: общее представление об объекте (знакомство), воспроизведение по памяти полученной информации (понимание), умение практически применять… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ — ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА УРОВНЕЙ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ. Система, которая характеризует параметры и критерии уровня владения языком и коммуникативной компетенции как цели обучения, а также способы его оценки с использованием тестовых… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Общеевропейские компетенции владения иностранным языком — Для улучшения этой статьи желательно?: Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей. Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на ав …   Википедия

  • Различие между языком и диалектом — Проблема «язык или диалект»  проблема, связанная с определением статуса определенной разновидности языка как отдельного языка либо как диалекта какого то языка. Содержание 1 Суть проблемы 2 Социолингвистические критерии …   Википедия

  • ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ — ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Относительно завершенный период изучения языка, на протяжении которого достигаются планируемые цели обучения. Э. о. я. характеризуется следующими особенностями: 1. Процесс овладения языком может состоять из нескольких этапов …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами О. с. являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. О.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Игнатане против Латвии — (сообщение № 884/1999) дело, рассмотренное Комитетом ООН по правам человека в 2001 году. Первое дело против Латвии, в котором КПЧ усмотрел нарушение МПГПП, а именно его статьи 25 (право на участие в ведении государственных дел). Содержание 1… …   Википедия

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕВРОШКАЛА — ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЕВРОШКАЛА. Обзор уровней практического владения европейскими языками (английским, французским, немецким, испанским, итальянским), выполненный по поручению Европейского Союза в 1997 г. Описание включало девять уровней владения… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Кандзи кэнтэй — Нихон кандзи норёку кэнтэй сикэн (яп. 日本漢字能力検定試験 нихон кандзи но:рёку кэнтэй сикэн?, экзамен, проверяющий мастерство в [знании] японских иероглифов), также Кандзи кэнтэй (яп. 漢字検定?, «проверка кандзи») и Канкэн (яп …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»